?

Log in

No account? Create an account

Письма · из · Испании. · Дневник · настоятеля.


Я уже не помню, когда я написал это текст. Что-то добавлял, что-то…

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

Я уже не помню, когда я написал это текст. Что-то добавлял, что-то вычеркивал. Потом прочитал его как доклад на собрании благочиния в ноябре. Архиеп. Иннокентий благословил направить его в ЖМП, и вот, текст опубликован в июльском номере.
Это важная для меня тема, буду благодарен за мнения на тему.


* * *
* * *
[User Picture]
On July 9th, 2011 02:57 pm (UTC), yarowind commented:
Все правильно написали - служба на испанском языке единственный выход. Или чередование с русской.
[User Picture]
On July 9th, 2011 09:28 pm (UTC), orthodoxspain replied:
Дело не в языке, конечно, а в самоизоляции.
— On July 10th, 2011 02:51 pm (UTC), anchoret posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 02:52 pm (UTC), orthodoxspain posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 03:07 pm (UTC), anchoret posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 03:09 pm (UTC), orthodoxspain posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 03:15 pm (UTC), anchoret posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On July 9th, 2011 03:27 pm (UTC), sergeserov commented:
"...в Испании" из названия можно убрать:
"Православие: есть ли у нас будущее?"
[User Picture]
On July 9th, 2011 08:33 pm (UTC), orthodoxspain replied:
ну, я бы тогда не совсем то же самое написал )
* * *
[User Picture]
On July 9th, 2011 03:40 pm (UTC), resonata commented:
"Прежде чем строить видимый храм, нужно построить духовный" - сильно сказано.
* * *
[User Picture]
On July 9th, 2011 04:10 pm (UTC), lucem_glorifico commented:
по поводу богослужения давно уже думаю вот что.
заглянув как-то на страницу Вашего сайта с богослужебными текстами на испанском языке, понял - насколько не удобно использование современных европейских языков для перевода восточного богослужения. речь не о качестве переводов - уверен, что переводчики работали качественно и ради славы Божией. это касается и английского языка, и немецкого - да любого другого европейского, выросшего из латыни и древнегерманских, языка.
поэтому необходимо ставить вопрос об адаптации - не знаю, как правильно сказать - западных богослужебных традиций. как-то так...
[User Picture]
On July 9th, 2011 08:35 pm (UTC), orthodoxspain replied:
Нет никаких богословских причин, по которым мы на Западе не могди бы служить по Западным обрядам неразделенной Церкви - ту же Мозарабскую Литургию. Конечно, это была бы немного реконструкция, но все же...
— On July 9th, 2011 09:28 pm (UTC), anchoret posted a reply · Expand
— On July 9th, 2011 09:32 pm (UTC), orthodoxspain posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 08:49 am (UTC), anchoret posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 12:39 pm (UTC), orthodoxspain posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 02:49 pm (UTC), anchoret posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 06:17 pm (UTC), dmsverdlov posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 06:55 pm (UTC), anchoret posted a reply · Expand
— On July 9th, 2011 10:09 pm (UTC), lucem_glorifico posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 08:51 am (UTC), anchoret posted a reply · Expand
(Deleted comment)
— On July 10th, 2011 12:40 pm (UTC), orthodoxspain posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On July 9th, 2011 04:36 pm (UTC), sevastianka commented:
Прихожанами православных храмов заграницей будут выходцы из России в первом колене, Вы все правильно написали. Но отсюда и вывод - приход всегда будет пополняться, ведь процесс эмиграции постоянный. Другое дело, что люди будут обязательно ориентироваться на российскую православную традицию, чтобы все было "как дома", так что и с церковно-славянским языком проблем не будет. Ведь если подумать, для того Русская Православная Церковь заграницей и существует - чтобы окормлять "в рассеянии сущих". Спасибо за статью!
[User Picture]
On July 9th, 2011 08:46 pm (UTC), orthodoxspain replied:
Я не думаю, что процесс эмиграции постоянный. Была ли эмиграция из СССР в 30 годы? В 60-ые? "Волны" обусловлены многим факторами, нынешняя закончилась. Сейчас нелегалам здесь гораздо сложнее, чем 10 лет назад, массовая стройка закончилась, и не начанется уже никогда, и нынешняя "волна" частично вернется домой, а частично рассосется. А что делать нам - о том и вопрос...
* * *
(Deleted comment)
[User Picture]
On July 9th, 2011 08:42 pm (UTC), orthodoxspain replied:
Дело не в переводе на язык. Дело в том, что последнее, о чем думают, те, кто здесь - это доступность и открытость церковной жизни для тех, кто принадлежит другой культуре и языку.
* * *
(Deleted comment)
[User Picture]
On July 9th, 2011 08:39 pm (UTC), orthodoxspain replied:
Это не совсем подмена, хотя и понимаю, о чем Вы говорите. В Западной церковной историографии, начало Православия - в отсоединении от Рима. У нас берется (пусть 20 раз условно) 1054 г. как точка отсчета Западной Церкви как существующей автономно от Восточной. На Западе - наоборот.
Поэтому я пытаюсь говорить языком, к которому сложно придраться, о первом тысячелетии как о времени неразделенной Церкви, не более того.


Edited at 2011-07-09 08:43 pm (UTC)
— On July 9th, 2011 08:48 pm (UTC), molt_1 posted a reply · Expand
(Deleted comment)
— On July 10th, 2011 02:25 pm (UTC), orthodoxspain replied, “Re: В дополнение” · Expand
* * *
[User Picture]
On July 9th, 2011 07:31 pm (UTC), piotr_sakharov commented:
Хорошая статья, много в ней правильных мыслей высказано, без лицеприятия. Спасибо!

* * *
Я не раз приходил в ужас от русского языка тех, кто без году неделя уехал. Более того, в тот период, когда я колебался, не переехать ли мне с семьей в другую страну, последней каплей, склонившей чашу весов в пользу "не переезжать", стал один невинный галлицизм, услышанный мной в Париже от одной русской дамы, переселившейся туда всего несколько лет назад. "И чтобы мои дети так коверкали родной язык? Ну уж нет!" - подумал я.

Всё-таки не будем забывать: родители тех в зарубежье, чьим русским языком мы с Вами восхищаемся, уезжали туда для того, в частности, чтобы СОХРАНИТЬ русскую культуру. Те бывшие соотечественники, от чьего русского языка нас с Вами воротит, уехали с полной готовностью навсегда с нею расстаться. Вот бы появилась новая волна тех, кто снова будет уезжать затем, чтобы ее сохранить, потеряв надежду на ее выживание на родине!

* * *
Отдельное спасибо за акафист!
(Deleted comment)
— On July 9th, 2011 09:57 pm (UTC), piotr_sakharov posted a reply · Expand
— On July 9th, 2011 08:58 pm (UTC), orthodoxspain posted a reply · Expand
— On July 9th, 2011 10:09 pm (UTC), piotr_sakharov posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 05:53 am (UTC), orthodoxspain posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 01:11 pm (UTC), piotr_sakharov posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On July 9th, 2011 07:37 pm (UTC), frgeorgio commented:
Проблема, на самом деле, глобальная, и в России она пока не стоит так остро только в силу относительной церковно-исторической-государственно-культурной привычки.

Один из интернет-френдов, занимающийся реальной миссией, считает, что единственно возможное апостольское действие Церкви в нынешних условиях - созидать малый кусочек неба в отдельно взятом приходе. В принципе, я с ним согласен.
[User Picture]
On July 9th, 2011 08:41 pm (UTC), orthodoxspain replied:
Ну, небо должно быть не только для "своих", тогда уж...
* * *
[User Picture]
On July 10th, 2011 01:42 pm (UTC), dmsverdlov commented:
Речь не идет о том, чтобы заниматься прозелитизмом среди традиционно католического населения Испании и Португалии - почему нет?
[User Picture]
On July 10th, 2011 02:50 pm (UTC), orthodoxspain replied:
а чем тогда католиков попрекать в России?

Edited at 2011-07-10 02:51 pm (UTC)
— On July 10th, 2011 06:24 pm (UTC), dmsverdlov posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 03:13 pm (UTC), anchoret posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 06:25 pm (UTC), dmsverdlov posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 06:51 pm (UTC), anchoret posted a reply · Expand
(Deleted comment)
— On July 10th, 2011 06:26 pm (UTC), dmsverdlov posted a reply · Expand
— On July 10th, 2011 06:34 pm (UTC), m_ignatieva posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On July 10th, 2011 03:23 pm (UTC), m_ignatieva commented:

Я думаю, что ищущий испанец способен прийти и на службу, в которой ничего не понимает. Вопрос перевода, мне кажется, это дело тех самых испанцев, которые сначала ощутят свет подлинного христианства. И весь вопрос только в том, как его поддерживать, хотя бы для начала только среди своих.
(Deleted comment)
— On July 10th, 2011 04:05 pm (UTC), m_ignatieva posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On July 10th, 2011 09:42 pm (UTC), d_st75 commented:
Спасибо, интересная статья. Со многим согласен, но есть и вопросы. Вы ссылаетесь на первую волну эмиграции и на то, как третье поколение сохранило язык. Но сейчас уже идет четвертое поколение, подрастает пятое... Естественно язык и культуру сохранят не все.
Так что вопрос перехода на местные языки становится не только у вас.
Те же проблемы у румын и, наверное, у греков. В Испании проживает сейчас от 700000 до 1000000 румынских граждан. В Вашей статье их как будто и нету.
У православия есть будущее, если оно научится свидетельствовать о единстве и кафоличности церкви.
[User Picture]
On July 10th, 2011 10:22 pm (UTC), orthodoxspain replied:
Да, согласен. Но первая волна делала хотя бы что-то, чтобы ее сохранить. Первые сорок лет многие были уверены, что вернутся в Россию - вспомните воспоминания вл. Антония.
У рымын проблем нет. Их миллион, храмы полны, богослужение совершается только по-румынски. Что с ними будет в будущем - останутся ли в Испании, или вернутся домой - Бог весть. Впрочем, будущее румынской диаспоры меня меньше волнует...
— On July 10th, 2011 10:30 pm (UTC), d_st75 posted a reply · Expand
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry